Музей «История гимназии №40»
МБОУ «Гимназия №40»
им. Народного учителя СССР Р.С.Овсиевской
Музей «История гимназии №40» официально открыт 18 декабря 2008 года. Его открытию предшествовал почти пятилетний подготовительный этап, когда приводились в порядок имеющиеся архивы школы, оборудовалось помещение под музей, велась поисковая работа среди педагогов-ветеранов школы, учителей и выпускников школы и гимназии.
Инициатором создания музея являются бывший директор гимназии Овсиевский Александр Георгиевич, заслуженный учитель РСФСР, и бывшая заведующая школьной библиотекой Духанина Римма Яковлевна, которая стала создателем и первым руководителем музея.
Профиль музея – историко-краеведческий. Основная задача музея –сохранять память об истории школы с момента ее открытия в 1957 году до настоящих дней, об её учителях, бывших и действующих, об учителях - ветеранах ВОв и тружениках тыла, о выпускниках, о достижениях гимназии и гимназистов.
Главными экспонатами музея являются:
-реликвии школы: знамена, флаги, вымпелы;
-предметы школьной атрибутики: учебники, книги, тетради, наглядные пособия, демонстрационная техника, школьная форма, канцелярские принадлежности;
-наградные документы учителей и учащихся;
-пионерская и комсомольская атрибутика;
-предметы быта II половины прошлого века: мебель, элементы интерьера, бытовая техника, посуда, игры и многое другое.
Часть экспонатов была сохранена в гимназии, другая часть предоставлена учителями, ветеранами школы, выпускниками и их родителями, жителями микрорайона, приобретена у антикваров, на развалах. Некоторые ценные экспонаты подарены руководителем «Музея времени» Корепановым С.В. (например, школьная парта 60-х гг.), руководителями Музея истории развития образования Барнаула, музея «Город» и др.
Основой для воссоздания истории школы №40 стали важные письменные свидетельства, в первую очередь, воспоминания членов педагогического коллектива: первого директора школы, ветерана ВОв Креслина И.Н., завучей Овсиевской Р.С. и Садовничей Т.Ф., учителя труда, ветерана ВОв Сычёва И.Ф., учителя физики, ветерана ВОв Волкова В.П., учителя физкультуры, заслуженного учителя РФ, Шумилина В.А., учителя русского языка Пастрямы Л.Ф., учителя начальных классов Зиновьевой Е.Е., других бывших директоров и учителей школы.
Музейная деятельность в настоящее время включает следующие основные элементы:
- поисковая работа по пополнению и расширению экспозиционного и документального фондов музея;
-экскурсионная работа с учащимися гимназии (проведение экскурсий по экспозициям школьного музея, по музеям города и края);
- подготовка и ежегодное участие экскурсоводов музея в районном и городском конкурсе юных экскурсоводов школьных музеев и в «Музейном фестивале»;
-подготовка и участие активистов музея в конкурсах, смотрах, выставках, олимпиадах, конференциях музейной тематики других учреждений района, города, края, РФ;
-организация встреч с известными выпускниками: учеными, художниками, поэтами, актерами, режиссерами, ветеранами локальных войн, а также – с писателями, поэтами и краеведами города;
-проведение ежегодной общешкольной акции «Моя семья в ВОв», по итогам которой оформляется «Лента памяти» - транспарант во весь коридор 2 этажа гимназии, участие в шествии «Бессмертного полка» с портретами родственников и учителей-ветеранов ВОв, оформление «Окна Победы»;
-организация празднования Дня рождения музея (1 год, 5 лет, 10 лет, 15 лет), подготовка и проведение юбилейных вечеров встречи гимназии.
Итогом работы первых 10 лет музея стало издание книги о гимназии «В начале жизни школу помню я…Страницы истории гимназии №40» (230 страниц с цветными иллюстрациями) к 60-летнему юбилею гимназии.
Краеведческая составляющая деятельности музея предусматривает знакомство гимназистов с историей родного города, и, в частности, Октябрьского района, в котором находится школа.
В поле зрения музея такие учреждения Октябрьского района, как парк «Изумрудный» (экскурсия, поисковая работа по истории парка), Молодежный театр Алтая им. В.Золотухина и Алтайский государственный музыкальный театр (экскурсии, выставки, конкурсные работы), улицы района (конкурсы «Моя любимая улица», «Улица, на которой я живу»), жизнь горожан и городские события (конкурсы «Старое фото расскажет», «Семейная реликвия»).
Многолетним важным видом краеведческой работы является изучение истории города по его памятникам: мемориалам, монументам, памятным доскам, памятникам архитектуры. Очерки юных краеведов охватили уже более 70 памятников и памятных мест и содержатся в 12-и сборниках «По памятным местам Барнаула», выпущенных музеем.
Другие виды краеведческой работы:
-проведение реальных и виртуальных экскурсий по городу, его историческим и литературным местам, достопримечательностям, храмам и памятникам;
-подготовка и участие активистов музея в ежегодных районных и городских краеведческих конференциях с поисковыми и научно-исследовательскими работами;
-подготовка и участие в конкурсах краеведческой направленности Алтайского государственного института культуры, музея «Память» Поста №1, Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им В.Я. Шишкова, Алтайского государственного художественного музея, Российского географического общества, других учреждений города и края.
Результатом творческой работы музея являются десятки Дипломов I, II и III степеней за победы экскурсоводов и активистов музея в конкурсах и конференциях различного уровня музейной и краеведческой тематики, благодарственные письма руководителям музея, ценные подарки и денежные призы.
По итогам работы за год оформляются страница «Летописи гимназии», фотоальбом основных дел музея, альбомы «Наши экскурсии», «Лента Памяти» и др.
Положение о музее «История гимназии №40»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Начни с дома своего»
Положение о поисково-добровольческом отряде «Факел»
План работы музея