МБОУ "Гимназия №40"
г. Барнаул
  • Доступная среда

    С 2011 года в 36 регионах Российской Федерации реализуется проект «Безбарьерная школа», который входит в государственную программу «Доступная среда». МБОУ «Гимназия №40» участвует в этом проекте. В  в гимназии обучается 11 детей-инвалидов.

    Для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к приоритетным объектам и услугам в важнейших сферах жизнедеятельности, для того, чтобы ребёнок с проблемами здоровья смог учиться в общеобразовательной школе, в гимназии созданы доступные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Инфраструктура здания гимназии оборудована соответствующим образом. Учащиеся с любыми нарушениями здоровья могут беспрепятственно получать образование.

    Школа и спортзал оборудованы удобными пандусами, созданы 2 специальных кабинета на 1 этаже, туалет, есть перила для слабовидящих.

    Учителя-предметники и классные руководители ведут индивидуальное сопровождение детей-инвалидов: проводят дополнительные занятия, беседы, тестирование, консультируют родителей. Обучающиеся активно вовлекаются во внеклассную работу, посещают кружки, участвуют в совместных поездках.

    На основании Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих программы начального, основного общего и среднего общего образования в гимназии разработано Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме. Целью ПМПк является создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

    Разработана программа психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная цель программы — формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательных программ и социализации.
    Как показала практика, сопровождение детей с особыми потребностями следует распространять не только на ребёнка, но и на других субъектов инклюзивного образовательного пространства – учеников класса, группы, родителей, на членов педагогического коллектива.

    По итогам  2015 года в гимназии обобщение опыта работы с детьми-инвалидами можно отразить в нескольких направлениях. Подготовлен и проведён круглый стол «Ты и я — одна семья!» с участием психологов, педагогов и старшеклассников. На педагогическом совете гимназии классные руководители, психологи всё больше внимания уделяют психолого-педагогическому сопровождению детей данной категории.

    Худякова Анна Владимировна, классный руководитель 9 класса изменила психологическую атмосферу в своём классе, где обучаются четыре ребёнка с ОВЗ. Ребята научились не просто сосуществовать друг с другом, но и понимать, помогать и относиться друг к другу на равных. Таких результатов ей удалось достичь через сопровождение учеников и их разнообразную совместную деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время: совместные экскурсионные поездки, посещения театров, музеев, библиотек и прочее, беседы о толерантном отношении.

    В 2014-2015 году Анна Владимировна приняла участие в конкурсе «Самый классный классный», на котором она провела открытое воспитательное мероприятие с обучающимися по теме «Мы разные, но мы вместе!». Целью урока было способствовать формированию у школьников потребности к самосовершенствованию с тем, чтобы научится строить успешное взаимодействие в коллективе. Так же ею был проведён мастер-класс с педагогами, посвящённый вопросам обучения детей-инвалидов (в частности, ребёнка-аутиста).

    Карпушева Татьяна Ивановна, педагог по изобразительному искусству, во внеурочное время занимается с детьми-инвалидами лепкой, рисованием карандашом, красками, что даёт результат в развитии воображения, фантазии. Развитие мелкой моторики влияет на скорость письма и чтения. Элементы арт-терапии помогают детям с ограниченными возможностями здоровья социально адаптироваться.

     В гимназии  реализуется социальный проект «Тьюторы-школе», разработанный Акопян Натальей Юрьевной, учителем биологии. Конкурсная работа педагога была представлена на Открытом городском  конкурсе «Педагогический олимп – 2013» имени Народного учителя СССР Овсиевской Руфины Серафимовны в номинации «Социальное партнёрство как условие развития общеобразовательного учреждения» и отмечена дипломом II степени. Целью проекта является создание условий для успешной социализации и полноценного проявления и развития образовательной мотивации учащегося как личностной функции субъекта образовательного процесса. Реализация проекта помогает детям с ограниченными возможностями здоровья в осознании своих собственных склонностей и жизненных приоритетов. Каждый нуждающийся ученик получает услуги тьюторского сопровождения, навыки общения, положительный эмоциональный фон и интерес к учебной деятельности.

    Проект «Практикум человечности», разработанный Черепановой Марией Ивановной, преподавателем психологии АГУ был успешно реализован в гимназии. Цель проекта – формирование навыков толерантного (Человечного) отношения ко всем субъектам образовательного процесса. Учащиеся 10 классов осуществляли эффективную деятельность в рамках проекта, пройдя цикл социально-психологических тренингов толерантного отношения, спортивных и музыкально-культурных мероприятий. Так, обучающиеся гимназии отрабатывали навыки эмпатического, понимающего стиля общения с ровесниками, умения управлять конфликтами, преодолевать барьеры общения между разными учащимися. Всё это имело положительный опыт включения детей-инвалидов в процесс взаимодействия обучающихся и формирование к ним толерантного отношения.

    Опыт работы гимназии по психолого-педагогическому сопровождению детей с  ограниченными возможностями здоровья Акопян Н.Ю. изложила, опубликовав статью в сборнике материалов Всероссийского открытого образовательного форума «Дополнительное образование – вне рамок вне границ», 2014 г.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie